2015-05-29

О покраске и тонировке

Здравствуйте, друзья. К написанию этой статьи меня побудило довольно малое количество собранной воедино информации, о покраске и тонировке масштабных моделей. В сети несомненно великое множество информации по данному вопросу, но статей, в которых была бы показана работа от и до с конкретной моделью, маловато. А в масштабе 1/72 – ещё меньше. Я решил хоть чуть-чуть восполнить данный пробел. Я не буду утруждать читателей описанием процесса постройки модели, т.к. деталировка это отдельный вопрос, требующий отдельного рассмотрения.
Итак, объект нашего пристального внимания на сегодня, это немецкий тяжёлый танк Тигр в масштабе 1/72. За основу взята модель фирмы «Звезда». Из всех вариантов тигриных камуфляжей меня больше всего всегда привлекал камуфляж 505 тяжёлого танкового батальона. Его мы и будем пытаться изобразить на нашей модели. Танк я строил с привязкой к конкретному прототипу – машине 321 на Курской дуге. Все фото данного танка изображают его еще до начала боёв, поскольку машина запечатлена абсолютно комплектной, без видимых повреждений и следов эксплуатации. Мне показалось это довольно скучным и я решил сделать Тигра уже после начала операции Цитадель и первых боёв. Для этого я изобразил пару попаданий от 76мм снарядов в лобовую проекцию и одно попадание фугасом в борт, а также несколько пробитий обвеса машины из ПТР и пулемётов. Несколько секций бортовых экранов также были сняты. Троса я расположил «по боевому», продев коуши в проушины на корме танка. Данный вид закрепления был довольно распространён среди танковых экипажей на протяжении всей войны. Трос для натяжки гусениц я убрал вовсе, сымитировав лишь его крепления. В качестве изюминки модели я изготовил на токарном станке стреляные гильзы от 88мм выстрелов танка. Их я раскидал в случайном порядке по МТО машины. Также я разнообразил машину касками экипажа, развешав их по башне на ящике и траках. Каски взял из набора Звезды «немецкая пехота», предварительно удалив головы их пластиковых хозяев.





Теперь приступим к покраске. Базовым цветом германской армии с 1943г стал дункельгельб или тёмно-жёлтый. Именно в этот цвет и нужно красить нашего Тигра, а уже поверх него наносить полосы тёмно-коричневого цвета. Его можно намешать самому, или взять уже готовый оттенок, который предлагают производители модельных красок. Я решил пойти по второму пути и взял за основу акриловую краску от «Ammo Mig», но немного осветлив её бледно-жёлтым оттенком. В качестве растворителя я использовал «родной» растворитель от «Ammo Mig». Теперь очередь за коричневыми полосами. По фото не до конца ясно как наносили камуфляж, от руки или по трафаретам/маскам, поскольку видны и ровные линии и размытые. Я сделал компромиссный вариант, границы камуфляжа выделил «колбасками» из состава «Blu Takk». Теперь когда мы будем задувать из аэрографа коричневые полосы, то получим, что кое-где границы ровные, а кое-где размыты. После покраски камуфляжа необходимо прокрасить ходовую и мелочёвку. Ходовую я красил уже в сборе, но без внешнего ряда катков. Между каждым шагом в покраске я ждал сутки, за это время краска окончательно полимеризуется. Результат покраски можно увидеть на фото.


Теперь настало время для нанесения бортовых номеров и тактических батальонных значков. Декалей именно под машину 321 мне найти не удалось, поэтому они были заказаны у фирмы «Deka 72» индивидуально. Чтобы декаль легла, как положено и выглядела потом как накрашенная, необходимо перед нанесением места под декали покрыть глянцевым лаком. Я использовал акриловый лак фирмы «Vallejo». Для того, чтобы декаль лучше облегала поверхность с её микронеровностями используются специальные жидкости для «приварки» декалей. Мне больше всего по душе составы «Micro Sol» и «Micro Set», ими и воспользуемся. Первый состав наносится под декаль, он призван несколько размягчить верхний слой краски, второй состав наноситься на декаль, уже после её переноса на законное место, удаления лишней влаги и ориентации декали. Для удаления влаги я использую маленький кусочек бумажной салфетки или туалетной бумаги. Разглаживаю декаль с помощью ватных палочек. Далее необходимо оставить модель в покое на несколько часов для высыхания составов. Лаковая подложка декали блестит и при определённых углах зрения это заметно. Чтобы убрать блеск и защитить декали для последующей тонировки необходимо покрыть модель лаком. Я воспользовался полуматовым лаком от «Vallejo».


Первый шаг тонировки это нанесение фильтров. Я не буду подробно останавливаться на нюансах фильтрации в целом. Про это уже написано много материала. Из самого доступного это мастер-классы Владимира Яшина на сайте Ost-front. Скажу вкратце,  фильтр это жидко разведённая краска, он служит для изменения оттенка базового цвета, усложнения его цветовой гаммы. Я выбрал оранжевый фильтр фирмы «MiG». Результат мне понравился. Появилась небольшая глубина цвета, а так же цвета камуфляжа как бы собрались в единое целое. Фильтр я наносил мягкой плоской кистью, аккуратно, чтобы не повредить ненароком мелкие элементы модели.


Далее следует моя любимая процедура тонирования модели – смывка. Смывка это выделение рельефа поверхности, затемнение углублений и стыков. Однако на этом её роль не кончается. Методом смывки можно также тонировать отдельные элементы под грязь, ржавчину, копоть и тп. Многие рекомендуют перед смывкой покрывать модель глянцевым лаком для улучшения текучести и более лёгкого удаления излишков. Я этого не делаю. Я покрываю модель лаком один раз – после декалей. В 72м масштабе нужно избегать лишних слоёв краски, дабы не залить мелкие элементы деталировки. Поэтому я пользуюсь точечной смывкой. Это экономит материал, позволяет избегать излишней грязи и затрачивать минимум усилий на удаление излишков. Для смывки я использовал готовые составы от молодой российской фирмы «ZipMaket», смешав два оттенка для получения желаемого. Также избирательно я нанёс рыжую смывку для имитации ржавчины на корпус и полностью пролил ей траки Тигра. Её я приготовил из масляной краски коричневого цвета и уайт-спирита.


Настало время немного «ободрать» краску, сделать сколы и потёртости. Т.е. сделать нашего Тигра ещё более поношенным. Для этого я использовал два оттенка краски: базовый жёлтый и тёмно-коричневый, имитирующий сколы до металла. Сколы наносил тонкой кисточкой и кусочком поролона в технике «спонж». Тут главное не перестараться. Сколы необходимо наносить в логичных местах, где они могли реально появиться. Делаем акцент на поверхностях вокруг люков, крышек и гранях. Каюсь, тут я перестарался в области командирской башенки, усталость очень коварная штука всё же. Забегая вперёд, скажу, что дальнейшая тонировка свела эту досадную промашку к минимуму. Также я поработал над областью попадания фугасного снаряда в борт. Нарисовал радиальные царапины, и чуть сильнее «ободрал» центральную область.


Следующий этап это потёки. В процессе эксплуатации машины она подвергается воздействию различных природных факторов. Например, дождь, пыль, грязь и тп. Пыль неизбежно осаживается на танке, всё же война штука грязная во всех смыслах, затем струйки воды после дождя формируют потёки, чем дольше эксплуатация машины, тем разнообразнее гамма и интенсивность потёков. Воздействия дождя я и попытаюсь воспроизвести на модели. Для светлых свежих потёков я использую состав «Dust effect» от «АК interaktiv», тёмные, более старые, воспроизвел смывкой для техники НАТО и составом «Streaking grime» тоже от «АК interaktiv». Сначала наносим тонкой кистью будущие потёки, а потом после минут 10 просушки растушевываем его плоской кистью, смоченной в чистом растворителе. Внимание, направление рисования потёков строго сверху вниз. Растушёвку ведем, также придерживаясь данного правила. Если переборщили с размыванием, не огорчайтесь, процесс обратим. Просто нанесите потёк заново и будьте внимательны при растушёвке.

Теперь нанесём следы ГСМ в область МТО Тигра. Для этого я использовал готовые смеси «Ammo Mig» и «АК interaktiv» слегка разбавленные уайт-спиритом для приглушения излишнего блеска. Это первый слой пятен ГСМ, тут усердствовать не стоит. Второй, основной слой, наносится после применения пигментов и слегка другими методами, но об этом позже. На этой модели я хотел попробовать новую для меня технологию нанесения основного загрязнения. Для этого все основные операции тонировки модели должны быть завершены к этому моменту. Поэтому я доделал троса, пройдя серебрянкой от «Vallejo» и затонировал ручки шанцевого инструмента коричневой масляной краской. Сильно разведенной акриловой краской Тамия «Rubber Black» из аэрографа я аккуратно закоптил дульный тормоз, выхлопные трубы и места попадания снарядов. С выхлопной системой перебарщивать не стоит, двигатель у Тигра бензиновый и копоти в разы меньше чем от дизеля. Это необходимо учитывать при постройке.
Первый шаг это нанесение сильно разведённого акрила Dust от «Ammo Mig». Он имитирует лёгкое покрытие пыли. Наносим из аэрографа на весь низ модели, на корму, борта, не прикрытые экранами, и слегка по кромке предкрылков, башни и экранов. Даём этому великолепию высохнуть и приступаем ко второй стадии запыления – пигментам. Сначала я поработал с траками, нанеся на них пигменты светлых оттенков пыли, песка и земли. Закрепил их фиксером от «Mig». На катки я нанёс пигмент насухую, просто втерев его в поверхность. Корпус я обработал теми же пигментами, но исключил более тёмные оттенки. Закрепитель я надул из аэрографа. В итоге получил среднее по интенсивности запыление, поскольку фиксер после высыхания, из-за находящегося в составе лака, довольно сильно «поджирает» пигмент.



Теперь мне нужно установить ходовую на своё законное место, а для этого крайне желательно обработать корпус за ней. С помощью смеси эмалевых продуктов от «АК interaktiv» и небольшого количества гипса я получил довольно реалистичную сухую грязь. Осталось набрызгать её с кисточки посредством зубочистки на нужные участки. Такой способ даёт очень реалистичную текстуру после высыхания. После просушки грязи, ходовая часть была окончательно установлена на законное место и зафиксирована двумя каплями клея на балансирах.
Добавим разнообразия оттенков пыли при помощи масляных красок «502 abt». Краска наносится уже слегка разведенной в уайт-спирите. Растушёвывается мягкой кистью, смоченной в том же растворителе. Масло тёмных оттенков наносится ближе к стыкам, впадинам и т.п., светлые - работают по плоскостям. После просушки масла я также добавил загрязнений пигментами. В этот раз я добавил в пигмент каплю уайт-спирита и на модель наносил уже в смоченном виде. Излишки убирались кистью, смоченной в уайте, ватной палочкой и просто пальцем.


Для основной грязи я выбрал «Kursk summer earth» от «АК interaktiv». Добавив немного гипса для рельефа, смесь была набрызгана на корпус и катки посредством старой кисти и зубочистки. Затем были нанесены влажные участки с помощью смеси «Earth effect». Смесь наносилась тонкой кистью.
Модель почти готова. Осталось поработать металликом по тракам. Для этого я выбрал два оттенка металликов от «Vallejo». Методом сухой кисти я нанёс металлик на выступающие части гусениц, а тонкой кистью повторно прокрасил гребни. В довершении для усиления эффекта я натёр траки пигментом – металликом «полированная сталь» от «Зип Макет». Пигмент втирался в траки посредством ватной палочки. Можно использовать также более банальную вещь чем ватная палочка…ваш палец. Разницы нет, кому как удобнее.

  


Модель готова и занимает своё место на полке. Надеюсь мои наработки будут вам полезны. Удачи всем в ваших начинаниях.






PS: буду считать себя нечестным, если не кину ссылку на первоисточник, где статья и была впервые опубликована. https://vk.com/magazinmodeleyru

4 комментария:

  1. Будем стараться по мере сил)

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошая статья, не совсем для новичков - многие моменты требуют определенных знаний, но все равно хорошая.

    Только фрагмент, который начинается словами "Следующий этап это потёки." и заканчивается "...и будьте внимательны при растушёвке." повторяется два раза - до фото №8, и после него. И фрагмент текста, начинающийся со слов "Настало время немного «ободрать» краску", выделен другим шрифтом без очевидных для этого причин.

    Не критики ради).

    ОтветитьУдалить